Центральный
научно-исследовательский и проектный институт
типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры,
спорта и управления им. Б.С. Мезенцева
(ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева) Госкомархитектуры
Справочное
пособие кСНиП
Серия основана в 1989 году
Проектирование театров
Москва Стройиздат 1990
РекомендованокизданиюНаучно-техническимсоветомЦНИИЭПим. Б.С. МезенцеваГоскомархитектуры.
Редактор Н.В. Лосева
Проектирование театров / Центр. н.-и. и
проект. ин-т типового и эксперим. Проектирования комплексов и зданий культуры,
спорта и упр. им. Б.С Мезенцева. - М. Стройиздат, 1990. - 120 с.: ил. - (Справ.
Пособие к СНиП).
Разработано
к СНиП
2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Приведены
рекомендации по проектированию однозальных и многозальных (с большим и малым
или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети
театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и
балета.
Для проектировщиков-архитекторов и градостроителей, а также работников
архитектурно-планировочных управлений городов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2
2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.. 4
3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ.. 5
Общие положения. 5
Помещения зрительского комплекса. 6
Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса. 12
Помещения большого демонстрационного комплекса. 12
Зрительный зал. 12
Глубинная колосниковая сцена. 13
Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен. 17
Трансформации демонстративного комплекса. 19
Помещения технологического обеспечения сцены.. 25
Помещения, обслуживающие сцену. 26
Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные. 26
Репетиционные помещения. 31
Склады.. 38
Производственные помещения. 41
Административно-хозяйственные помещения. 48
Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживание его помещения. 49
Приложение 1 Примерный состав и минимальные площади помещений, театральных зданий.53
Приложение 2 Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями. 55
Гастрольные театры.. 55
Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров. 57
Театры юного зрителя (ТЮЗы)57
Театры кукол. 58
Театры малой вместимости. 59
Театры с общественной функцией общегородского зала. 60
Летние театры.. 61
Балетные театры.. 62
Приложение 3 Рекомендации по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. 63
Приложение 4 Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену. 64
Приложение 5 Примерное расчетное количество артистов в театрах. 64
ЛИТЕРАТУРА.. 64
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие разработано к СНиП
2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»,
распространяется на проектирование однозальных и многозальных (с большим и
малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу
государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических,
музыкальной комедии, оперы и балета.
К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные;
многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и
другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы;
эстрады; летние и др.
Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного
зала свыше 1500 мест, а также реконструкция театров осуществляются с учетом
отдельных рекомендаций данного Пособия.
В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на разработку
технико-экономических расчетов (ТЭР) и задании на проектирование театров
драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета;
приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных решениях; помещены
некоторые данные по проектированию театров особых типов.
Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные участки
и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы: акустика залов и защита
от шума, конструктивные решения, водоснабжение и канализация, отопление и
вентиляция, электроснабжение, технологическое оборудование и устройства; связь
и сигнализация; комфортные условия наблюдения и форма в зрительных залах
представлены в справочных пособиях. Данные по проектированию кинопроекционной и
оборудованию зрительного зала кинопроекцией приведены в справочном пособии
«Проектирование кинотеатров». При пользовании Пособием следует также
руководствоваться СНиП
2.07.01-89.
При проектировании производственных и складских помещений необходимо
помимо данного Пособия руководствоваться СНиП
2.09.02-85, СНиП
2.11.01-85 и СНиП
2.09.04-87.
Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на
проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и
деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям,
при проектировании новых зданий театров и реконструкции существующих проводятся
предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на
проектирование.
Настоящее Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры
[канд. архит. Э.И. Окунева - общая редакция, предисловие, общие положения,
объемно-планировочные решения (общая часть, зрительский и демонстрационный
комплексы, административно-хозяйственные помещения,
функционально-технологические схемы), прил. 1- 4; канд. архит. В.В. Лазарев - земельные участки,
демонстрационный комплекс, прил. 1; архит. Е.И. Сивенков - трансформации
демонстрационного комплекса; инж. А.И. Зуйков - помещения технологического
обеспечения сцены; канд. архит. О.П. Кравченко - общие положения; канд. архит.
М.А. Мосина - летние театры; инж. Т.Л. Пастернак - административные помещения;
канд. архит. В.И. Ревякин - музей; инж. Р.К. Толкушкина - подсобные помещения
буфета; архит. Н.А. Лясс - гастрольные театры] и Гипротеатром Министерства
культуры СССР (инж. Д.Ф. Лазарев - помещения, обслуживающие сцену,
производственные помещения, функционально-технологические схемы, прил. 1;
канд. архит. С.В. Гнедовский - малый демонстрационный комплекс, прил. 1;
инж. Е.А. Крылова - сцена, трансформации зоны оркестровой ямы демонстрационного
комплекса; канд. техн. наук В.М. Виноградов - демонстрационный комплекс; канд.
архит. В.Д. Красильников - демонстрационный комплекс; архит. Т.М. Трубкин -
функционально-технологические схемы; архит. М.В. Борисова - гастрольные театры)
при участии д-ра архит. А.В. Анисимова (МНИИПОКОЗ) - балетные театры; канд.
архит. Н.Г. Зенькович (КиевЗНИИЭП) - театры с общественной функцией
общегородского зала.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Выбор типа театрального здания определяется особенностями региона,
величиной и административной значимостью города, его культурными и
историческими традициями, социально-демографическим составом населения, сетью
театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными
условиями функционирования театров и иными факторами, которые рассматриваются
при проведении предпроектных исследований.
1.2. При проектировании в городе первого или единственного театра для
взрослых рекомендуется учитывать необходимость его использования также в
качестве детского театра и гастрольной площадки. При неполном перечне
театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров и детских
театров, наиболее вероятно строительство недостающего до полноты этого перечня
типа здания. Редко применяемые особые типы театральных зданий - балетный,
детский музыкальный, пантомимы, эстрады и др. - предположительно возникают в
городах при условии полноты государственной сети театров, включая и детские.
Наибольшая вероятность появления типа детского музыкального театра - в городах
с другими детскими и музыкальными театрами, а балетного - в городах с
несколькими музыкальными театрами и хореографическим училищем. Гастрольные
театры без собственной труппы рекомендуются для курортной зоны и для городов с
насыщенной сетью театров, активно использующих стационар.
1.3. В практике деятельности театров получили распространение многие
дополнительные функции: внедрение некоторых форм клубной работы с детьми и со
взрослыми, преследующих цель интенсификации обслуживания зрителей (университет
театрального искусства, клуб любителей театра, самодеятельные театральные
студии, развлечение дошкольников и уход за ними во время просмотра родителями
спектакля и др.); праздничные и премьерные формы деятельности (детские каникулы
и фестивали с танцами, развлечениями, устройством елки, активным общением и
др.).
Дополнительными нетеатральными функциями могут быть - проведение в театре
общественных мероприятий, концертов. Необходимость учета дополнительных функций
определяется предпроектным исследованием.
1.4. Потребность в клубной работе со взрослыми зрителями возникает в
условиях проектирования театров для городов как не имеющих театров, так и с
насыщенной сетью театров. В первом случае клубная работа может быть направлена
на привлечение к театру малоподготовленных зрителей, а во втором - на любителей
театра.
Создание возможности для клубной работы с детьми актуально в ТЮЗах и
театрах кукол, а также в театрах для взрослых, особенно там, где нет детских
театров и в городах с большим удельным весом детского населения.
Помещения для дошкольников прежде всего целесообразны в театрах для
взрослых при строительстве их в городах с большим удельным весом детского
населения.
Необходимость создания условий для проведения общественных мероприятий в
театре возникает при проектировании его в административных центрах, особенно в
тех случаях, когда в них отсутствуют крупные современные клубы, концертные и
универсальные залы, другие театры.
Необходимость проектирования театрального здания, пригодного для
проведения концертов, может появиться в тех регионах и городах, где театры
постоянно много гастролируют, покидая стационар на большую часть года, особенно
в тех случаях, когда в этих городах отсутствуют крупные клубы, концертные и
универсальные залы.
1.5. К организации внешней среды театра рекомендуется подходить как к
особой сфере предпроектной и проектной деятельности по:
выявлению и максимальному использованию сложившихся ресурсов конкретной
градостроительной ситуации (застройка, структура коммуникаций, ландшафт,
градостроительно-средовые особенности, сложившиеся стереотипы интенсивного
использования территории, различные циклы жизнедеятельности города и пр.);
разработке сценариев деятельности в городском пространстве, главной
частью которого является театр;
взаимному согласованию сценариев деятельности и ресурсов
градостроительной ситуации;
обеспечению новых форм развития функций театра во внешнюю среду (уличные
концерты и спектакли, карнавалы, театрализованные праздники и пр.);
дополнению ведущей функции посещения театра сопутствующими функциями
(специальная информация и реклама, специализированная торговля,
экспресс-питание, любительские клубы и пр.);
использованию помещений первых и подвальных этажей прилегающих зданий, а
при возможности и театра для расширения ведущей и сопутствующих функций театра.
1.6. Театральные здания в зависимости от конкретных условий города, места
строительства в городе и пр. возможно кооперировать с:
другими театральными зданиями;
другими объектами общественного и культурно-зрелищного назначения
(концертным или универсальным залом, художественным музеем или выставочным
залом, театральной библиотекой, отделением ВТО, гостиницей для гастролеров и
др.);
объектами торговли (магазинами по продаже сувениров, цветов, книжным
магазином соответствующей тематики, салоном-магазином ВТО и др.);
объектами общественного питания (кафе, рестораном) и другими досуговыми
сооружениями.
1.7. Активизации творческой и коммерческой деятельности театра
содействует совместное использование городской территории с другими
общественными учреждениями в условиях формирования театрально-культурных
центров на базе ведущей функции театра, а также при организации комплексов
городских общественных центров с несколькими ведущими функциями.
В условиях организации многофункционального городского пространства,
кроме целевого способа его использования, самостоятельную ценность приобретают
комплексы услуг, обеспечивающие многообразное использование пространства. Этому
способствуют те или иные специальные функционально-пространственные элементы
(витрины, единые крупногабаритные структуры, крытые общественные пространства,
насыщенные повседневными и праздничными услугами и пр.). Важно, чтобы
формируемая ими среда не просто предоставляла дополнительные услуги, но и
художественно отвечала образу современного общественного пространства,
объединяющего комплекс зданий и элементов в единую архитектурную композицию.
2.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться